?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Отрывки из книги Кристофера Дэя.
Если ограничиться свойствами собственно архитектурного окружения, то придется признать, что главная тенденция века состояла в том, чтобы порождать формы, пространства, линии, цвета и пропорции (не говоря уже о состоянии воздуха, шумах, электрических полях и пр.), которые словно отсасывают жизненную энергию, мертвы по природе своей. При эстетическом голодании эмоциональная часть человеческого существа ищет удовлетворения в переизбытке желаний.

Обманчивая внешность, особенно во всем, что касается отделки, стала нормой. Нормой стали
и стерильные интерьеры, качество которых зависит от тех же обманок – косметика поверхности, освещение, манипулирующее психологической обстановкой, оборудование, с помощью которого эти пространства только и становятся обитаемыми. Со всех сторон, окружаемые жесткостью, резкостью форм, эстетическая чувствительность, а в месте с ней и этическое равновесие оказываются притуплены. Не удивительно, что будучи окружены, как происходит с большинством из нас почти все время, безжизненными искусственными материалами, мы настолько стремимся ограничить
свои стремления лишь тем, что реально можем приобрести, что даже постарались закрепить это отношение
в политических институтах.

Однако же архитектура, хотя и возникающая из мертвого материала, отнюдь не обязательно должна быть мертва: она может быть исполненной жизни. Создающие ее элементы и связи между ними, могут "петь"
и людское сердце может звучать в резонанс этой мелодии.

Потенциально архитектура довольно опасное орудие. Среду можно использовать для манипулирования людьми: мы готовы принимать окружение как факт и так редко осознаем его, что оно вполне может использоваться для воздействия на наше поведение. Вовсе не обязательно
вспоминать нацистские стадионы с их мощно театрализованными приемами воздействия на настроение людских масс. Если мы входим в "бутик" с его настроением "вибрации", создаваемым музыкой, фактурами, цветом, уровнями и наклонными плоскостями, однако с концентрацией светового потока на товаре, которого можно коснуться, все желания обостряются, а их удовлетворение как бы само связывается с фактом покупки. Усиление настроения превращается в манипуляцию, если давление возрастает. Редко какой из супермаркетов обладает хотя бы минимальными свойствами "приглашения", однако с помощью освещения, игры знаков и цвета, фоновой музыки в них деликатно усиливается возбужденность приобретения.

В наше время вполне обычно стало проектировать здание для одной страны, находясь при этом в другой. Это уже давно не те случаи, когда знаменитые европейские архитекторы проектировали сооружения для Америки – теперь по всему миру здания, рожденные в одной культуре, помещаются в совсем другую. Обычно в сооружениях такого рода искусственно регулируемый
климат, а попадают в них, прямо выходя из автомашины. Поэтому, они конечно же могут быть поставлены в любой точке мира, но потому они и не принадлежат ни одному конкретному месту.
Одно семейство строительных материалов и соответствующий ему словарь форм может превосходно соответствовать Уэллсу, тогда как в других местах, где иные материалы, иной климат, иная культура и прочие элементы контекста, требуется совсем иной язык формы.

Ответственность распространяется и на тщательный отбор строительных материалов и технологии их применения с учетом воздействия на здоровье, как жильцов, так и строительных рабочих или рабочих соответствующих заводов, на средовое воздействие материалов, будь то при первичном их производстве
или при разборке старых построек. Столь широкий круг критериев заставляет задуматься об использовании
тропических пород твердого дерева, при вырубке которого почти непременно наносится огромный экологический урон; пластмасс, производство которых обычно требует до 15 операций синтеза,
каждая с 50% КПД, так что финальный продукт использует лишь 0.002% исходного сырья; воды, создание новых резервуаров которой наносит огромный ущерб сообществу.

Место не в состоянии говорить словами, но зато мы можем вслушиваться в то, чего оно просит, опознавать то, что оно воспримет. Когда я сталкиваюсь с местами, очарование которых частью
непременно обязано постройкам, я осознаю, что это и есть образец, к которому я должен стремиться!

Архитектура в состоянии разрушать физическое здоровье или укреплять его, скажем, поддерживая хорошо отрегулированное окружение - ни слишком тепло, ни чересчур зябко, ни чрезмерно ярко, ни слишком темно. Различные виды отопления и освещения воспринимаются как здоровые или нет, привлекательные или неприятные. У света от пылающих дров тот же спектр, что и у солнца. Его лучащееся тепло кажется всегда большим, чем иное другое - и телу и душе. Да, с энергетической точки зрения это неэффективный источник тепла, но как много людей любят его, ибо нигде не чувствуешь себя так хорошо, как перед огнем.
Множество людей жалуются на сухость в горле, сонливость, заложенный нос, когда имеют дела с воздушными системами отопления, иные страдают в этом случае от клаустрофобии и особенно угнетены. Физические причины известны: нарушение нормальной ионизации воздуха и его влажности (что усиливает и в свою очередь усиливается внутренним загрязнением среды), переизбыток мелкой пыли, в особенности "поджаренной" на поверхности радиаторов отопления, и даже неравновесность температур с перегревом воздуха и недогревом поверхностей. При учете такого набора факторов влияния на наше самочувствие нет нужды удивляться тому, что то, что ощущается как лучшее, лучшим и является в действительности.

Наука строительной биологии все еще в пеленках, и многие из ее достижений оспариваются - в особенности промышленностью, продукция которой оказывается под угрозой. Но даже и при
нехватке бесспорных научных данных мы до известной степени способны знать чувством, отличать место здоровое и жизнетворное от больного.

К "синдрому больного здания" начали относиться всерьез, когда поняли размах отсутствия на работе по болезни, имеет вполне экономическое измерение. Более серьезные последствия
для здоровья не привлекли пока еще к себе должного внимания. Однако при чтении Строительных Правил не столь уж трудно придти к выводу, что формальдегид не многим уступает тем раздражающим слизистую оболочку испарениям, что порождаются теплоизоляционным материалом на основе уреаформальдегида. Это в действительности эффективный яд и канцероген в придачу, входящий в состав многих лаков и многих клеев, а в связи с последними в древесноволокнистой плите, фанере и современной мебели.

Аллергические реакции превратились в ведущий источник заболеваний в западном обществе, охватив треть всего населения.7На самом деле аллергия вызывается множеством причин, но шведские изыскания
показали, к примеру, непропорциональный рост аллергий на севере, где воздух гораздо чище, но зато распространен перегрев в жилых помещениях, что заставляет обратить на здания особое
внимание: пыльца растений может запускать процесс, но дело явно сложнее8 , так как аллергический механизм очевидно имеет синергетическую природу. Когда пришлось закрыть полицейский участок в связи с тем, что полицейские изнемогали от воспаления кожи, пришлось
отказаться от взгляда, будто здания воздействуют лишь на истерически сверхчувствительных персон.

Дополнительная сложность заключается в том, что великое множество симптомов, вроде головных болей, раздражительности, нервических состояний, проблем с памятью и усталостью, дерматиты, астма, вечный насморк, гриппозное состояния, раздражение бронхов, глаз, горла, воспринимаются чаще всего как несерьезно, или вообще от них отмахиваются, считая "нормальным" легким недомоганием. Раковые заболевания, чаще всего, обнаруживаются много лет спустя воздействия канцерогенов, нередко после большего промежутка времени, чем эти
вещества вообще существуют. Короче говоря, мы попросту недостаточно знаем о том, чем нам грозят сооружения.

Новые материалы, новые конструкции, новые стандарты привнесли с собой и совершенно новые проблемы, к которым никто не был подготовлен - когда в 1971 году государственная лаборатория инспекции пищевых продуктов в Женеве переехала в новое здание, внезапно обнаружилось, что все без исключения продукты, представленные для инспекции, имели неприемлемо высокие уровни токсичности. Обнаружилось, что газы, выделяемые краской, пластиком, древесностружечными плитами и прочим, отравляли воздух помещений в столь значительной степени, что это заметно сказывалось на лабораторных образцах.
До самой Второй Мировой войны обычный состав материалов в постройках был на 30-40% органического происхождения, на 60-70% - неорганического, но природного: камень, кирпич, известь. Большинство современных построек возведены на 90- 100% из искусственных, синтетических материалов. Синтетические материалы, как правило наиболее дешевы, их удобно использовать и у них лучшие материальные характеристики, но они могут быть отнюдь небезопасны для здоровья.
В случае пожара, многие из них, особенно пластики, становятся убийственными в буквальном смысле слова. Во многих современных зданиях дым пожара убивает в считанные секунды. Не одни только ядовитые испарения, но и способы сочетания инертных материалов могут порождать тяжкие биологические последствия. Как показали эксперименты, крысы утрачивают способность к деторождению уже в третьем поколении жизни внутри т.н. Фарадеевой клетки, с которой многие сравнивают здания из железобетона. Когда в Бирме, во время войны, прошел слух, что антималярийные таблетки вызывают импотенцию, солдаты отказались их принимать, однако жизнь в многоэтажных железобетонных зданиях почему-то не вызывает столь бурного протеста.

Во многих современных зданиях уровень внутренней радиации превосходит естественный фон в 20-25 раз. Из всех стран, по поводу которых есть точные документированные сведения, Швеция
в наибольшей степени пострадала от Чернобыля, однако обычно люди получают в десять раз больше радиации от своих собственных домов! в отдельно стоящем доме составляет порядка 200
беккерелей на кубометр воздуха помещений, хотя в тех исключительных случаях, когда используются легкие бетоны, этот уровень может подниматься до 800 Bq/m3. При таком радиационном уровне смерть от рака легких после 60 лет жизни в доме в 80 раз более вероятна, чем смерть при пожаре, однако радиоактивность вообще не упомянута в Британском Строительном Кодексе, тогда как предупреждению пожара в нем посвящены 88 страниц!

Трение о синтетические ковры, обои, краски, поручни и пр. способно заряжать человеческое тело
статическим зарядом в несколько тысяч вольт. Если это отрицательный заряд, он притягивает пыль и микроскопические волокна, вызывая раздражение кожи и слизистой глаз. К тому же статическое электричество ускоряет "старение" воздуха, усиливая недомогания, связанные с недостачей кислорода в крови, подобным депрессии и сонливости.
Если, как известно, одежда из синтетической ткани, приводит к формированию электростатического заряда, достаточного для того, чтобы взорвать заряд, резонно задуматься над тем, что означает покрасить интерьеры синтетическими красителями и набить дом синтетической мебелью, коврами, покрывалами, губками и пр. и пр. В современных офисах, ко
всему этому добавляются компьютеры, флуоресцентное освещение и многоэтажные разводки подпольной кабельной сети!
В глазах множества людей современный дом куда здоровее, чем сырое, пронизываемое сквозняками и зараженное грибком жилище. Было бы, однако, неосторожностью считать, что мы полностью избавились от этих старых проблем в новых домах: бетону нужно от трех до пяти лет, чтобы высохнуть полностью, однако дома чаще всего занимают сразу же после завершения строительства. Реальное отличие новых домов от старых заключено в том, что всевозможные угрозы для здоровья стали малозаметны.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
ex_creaty
Mar. 11th, 2009 03:30 pm (UTC)
Подскажите пожалуйста, где можно купить или скачать книгу!
rastamb
Mar. 12th, 2009 01:11 am (UTC)
ex_creaty
Mar. 12th, 2009 03:51 pm (UTC)
Спасибо большое! Скачаю, как буду дома
brayvo
Mar. 18th, 2009 08:38 am (UTC)
Читаю эту же главу Дэя сейчас :) Привет!
solomastroy
Mar. 23rd, 2009 02:16 pm (UTC)
Да первые главы этой книги очень важны, не только архитекторам, но и всем жильцам, то есть нам.
Билеты взял, буду в сб утром.
brayvo
Mar. 23rd, 2009 02:30 pm (UTC)
Да. Звони, как приедешь.
Привет!
bru_sh
Mar. 31st, 2009 03:02 am (UTC)
н-да я хотя и далека от архитектуры, как специалист, но мне оч. интересно, не думаю конечно, что смогу осилить книгу, но то, что Вы выложили оч. познавательно
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

solomastroy
solomastroy

Latest Month

June 2016
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow